Ребенок плохо учится в первом классе. Почему? Что делать?
Автор:
Галигузова Виктория Борисовна
Психолог, ведущий групп
Другие статьи автора:
Другие статьи в рубрике:
Детская ложь: как реагировать родителям?
Как помочь ребенку пережить ошибку?
Родительские будни и детские кризисы
Памятка для родителей, ожидающих второго ребенка
Как и во что играть с дошкольниками
Ошибки семейного воспитания: что мы делаем не так?
Существует несколько причин, которые могут объяснить плохую успеваемость.
Основная – это недостаточное развитие высших психических процессов, таких как память, внимание и мышление. Именно они отвечают за успешную учебную деятельность. Так, например, важно развитие произвольного внимания, которое характеризуется способностью удерживать фокус на неинтересных, но нужных вещах. С большой вероятностью можно утверждать: если ребенок часто отвлекается, с трудом сосредотачивается на заданиях, уровень развития его произвольного внимания не достаточен.
Также важно развитие памяти как слуховой, так и зрительной. Вся информация в школе подается либо на слух, либо в визуальном ключе. И если кратковременная память развита плохо, а именно туда сначала поступает вся новая информация, перерабатывается и затем поступает уже в долговременную память, то сам процесс обучения будет сложен для ребенка. Ведь ему потребуется больше времени, чтобы запомнить, выучить материал.
Процессы мышления занимают особое место в обучения. Для успешной учебной деятельности ребенок должен в достаточной степени обладать наглядно-действенным, словесно-логическим мышлением. Должен уметь выделять частное и общее, сравнивать, обобщать и абстрагировать. Соответственно, если вышеперечисленные операции и виды мышления развиты недостаточно, то понимать новую информацию и оперировать ею ребенку будет сложно.
Важно помнить, что все психические процессы связаны между собой, и если есть сложности во внимании, например, то скорее всего остальные тоже будут нуждаться в коррекции.
Что же делать родителям, дети которых столкнулись с подобными сложностями?
Во-первых, не паниковать. Во-вторых, ни в коем случае не обвинять ребенка в его не способности к обучению. Учиться ребенок способен, просто на конкретном этапе ему нужна небольшая помощь в виде коррекционных занятий. И если заняться вопросом как можно раньше, то и успехов можно достичь быстрее и легче. Все дело в тренировке. Также как мы тренируем мышцы, мы можем тренировать и наш мозг. Именно в возрасте младшего школьника такие тренировки наиболее эффективны. Объясняется это психофизиологическими процессами: в этом возрасте завершается физиологическое созревание основных мозговых структур, мозг готов к интенсивным тренировкам и качественным изменениям.
Нуждается ли ваш ребенок в коррекционных занятиях или нет может сказать школьный психолог или просто психолог на основе проведенной диагностики, благодаря которой можно будет увидеть какие психические процессы нуждаются в коррекции, дать рекомендации, составить план занятий. Коррекционые занятия могут быть индивидуальные или групповые.
В нашем центре мы предлагаем групповые занятия по программе «Учусь с интересом», где через интересные игры и задания формируются навыки самостоятельной умственной работы.
Приглашаем на программы психологического центра «Город»
Сложности в общении, поведении, страхи и другое
дети, подростки, родители-дети