+7 (981) 713-7576
Услуги психологов, логопедов
+7 (981) 713-7576

Детская ложь: как реагировать родителям?

Автор:

Селезнёва Светлана Юрьевна

Психолог, ведущий групп

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Часто ко мне обращаются родители, обеспокоенные и обескураженные тем, что ребенок их обманывает. Многие психологи сходятся во мнении, что ложь – «типичная проблема детства»[i]. Ни один ребенок не вырос без обмана. Ложь, как феномен, является неотъемлемой частью социальной жизни. Не только дети, но и взрослые, периодически говорят неправду. «Любой воспитанный человек вынужден или просто лгать, или говорить полуправду исключительно из чувства такта, хорошего тона»[ii]. Но, когда речь идет о детях, родители очень болезненно реагируют на малейшую ложь. Обман ставит под угрозу доверительные отношения в семье.

Говоря о детской лжи, важно выделить, как минимум, два возрастных периода. В дошкольном возрасте точнее говорить не о лжи как таковой, а скорее о фантазировании, попытке совместить мир реальный и воображаемый. Дети часто придумывают различные истории, пытаясь с помощью собственных фантазий понять и объяснить явления окружающего мира.

В школьном возрасте, по мере развития интеллектуальных способностей, ребенок осваивает все более сложные формы лжи. Для обмана, приукрашивания и утаивания появляется все больше поводов.

Почему же школьники лгут?

Пол Экман – американский психолог, специалист по вопросам детской лжи, выделяет несколько причин:

  • Страх наказания;
  • Возможность получить то, что недостижимо другим способом;
  • Попытка заслужить одобрение;
  • Попытка привлечь внимание;
  • Копирование поведения значимых взрослых и сверстников;
  • Желание сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, избежать давления;
  • Способ продемонстрировать превосходство;
  • Хвастовство;
  • Ложь с целью защиты друзей;
  • Страх унижения;
  • Ложь с целью выполнения социальной роли;
  • Ложь, как способ проверки собственной силы.[iii]

Итак, единичные случаи лжи встречаются в жизни каждого ребенка. От реакции родителей на обман, от их способности поддерживать с ребенком доверительные отношения, зависит, станет ли ложь привычным способом решения проблем и достижения целей.

Если речь идет о фантазировании в раннем возрасте, обнаружив обман, достаточно дать ребенку понять, что родитель знает, что это фантазия, можно обратить инцидент в шутку или на некоторое время поддержать игру.

Если речь идет о настоящем осознанном обмане в более старшем возрасте, для начала, попытайтесь определить, по какой причине ребенок говорит неправду, какая потребность стоит за обманом. Может ли ребенок доверить вам свои переживания? Умеете ли вы слушать безоценочно? Обратите внимание на уровень требований к нему, не слишком ли много вы ожидаете? Есть ли у ребенка право на частную жизнь? Проанализируйте, насколько честны вы с ребенком и окружающими, часто ли прибегаете ко лжи и с какой целью?

Скорей всего, проделав такой анализ, вы определите причину частых обманов.

Поговорите с ребенком о доверии, о том, что ложь делает невозможными доверительные отношения. Как правило, если члены семьи по-настоящему доверяют друг другу, ребенок это ценит и не захочет рисковать доверием взрослых. К тому же, в этом случае, у него есть поддержка родителей и ему знакомы другие способы решения своих проблем.

Обсудите, что ложь является не единственным и далеко не лучшим способом достижения цели. Поговорите о том, как можно решить проблему, не прибегая к обману.

По мнению Пола Экмана главный вопрос, которым стоит задаться родителю – «как сохранить доверие, не вторгаясь сверх меры в автономный мир ребенка?» [iv] Ответ на этот вопрос не сформулировать в нескольких предложениях. Здесь речь идет об умении слышать, принимать и поддерживать, с уважением относиться к себе и своему ребенку. Подробнее об этом планирую написать в статье о доверии.

________________________________________
[i] Николаева Е.И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. 2011
[ii] Там же
[iii] Пол Экман Почему дети лгут? 1989
[iv] Там же

Приглашаем на программы психологического центра «Город»