+7 (981) 713-7576
Санкт-Петербург, ул. Пулковская, 6-4
Услуги психологов, логопедов, педагогов
Санкт-Петербург, ул. Пулковская, 6-4
Услуги психологов, логопедов, педагогов
+7 (981) 713-7576
   

Готов ли ребёнок к школе?

Сегодня Ваш ребенок еще ходит в детский сад, но в Вашем доме наверняка уже ведутся разговоры о том, что совсем скоро он станет первоклассником.

Первоклассник – это совсем иной социальный статус, иные обязанности, иные права. Для детей это что-то неизвестное и заманчивое. А для родителей – ожидание перемен, беспокойство и переживания: что принесет школа? Какие перемены произойдут в ребенке? Как сложатся взаимоотношения с учителем и со сверстниками? Как он будет учить уроки, справится ли с программой? Эти вопросы, безусловно, важны.

Однако главный вопрос, который должны поставить перед собой родители ребенка 6 – 7 лет, это вопрос готов ли их ребенок к школьному обучению. ИПЦ “Город” предлагает провести диагностику готовности ребенка к школе.

Готовность к обучению в школе – это уровень физического и психического развития ребенка, который позволит ему успешно учиться без ущерба для здоровья.

Существуют различные критерии готовности ребенка к школе. Например, родители часто задают вопрос, нужно ли учить ребенка читать, писать, считать до школы. Это зависит от степени развития Вашего ребенка, от его желания учиться и от Ваших возможностей.

Есть дети, которые уже с четырех – пяти лет тянуться к книге, просят научить их читать. В этом случае надо помочь ребенку, и если занятия приносят ему радость, взрослые могут и должны заниматься с ним.

Если же Ваш ребенок не научится читать до школы, не беда. Самое главное, это не отбить у него охоту к обучению. И если Ваш малыш не умеет читать, но умеет думать, решать логические задачи, если он стремиться узнать что-то новое, скорее всего он будет успешен в школе.

Однако, некоторые родители предъявляют своим детям дошкольного возраста чрезмерно завышенные требования. По их мнению, ребенок к 6 – 7 годам должен уметь не только читать, но и писать, считать, знать английский алфавит и т.д. Поэтому родители начинают «натаскивать» ребенка на чтение, счет, письмо, мучают ребенка прописями, английскими буквами. В результате такое форсирование событий часто рождает устойчивое негативное отношение ребенка к учебной деятельности. Кроме того, далеко не все родители могут квалифицированно научить ребенка, например, письму. Привитые же неправильные первичные навыки письма, помноженные на детскую психо–эмоциональную неподготовленность, влекут за собой многие учебные проблемы, преодолевать которые затем приходиться все годы обучения в школе.

Предстоящий год будет напряженным и сложным для Вас, и для Вашего ребенка. Постарайтесь до начала обучения в школе обратить внимание на здоровье сына или дочери. Ведь от того, насколько ребенок здоров физически и психически, будет зависеть выбор и школы и программы. Если Вы видите, что ребенок быстро устает, не способен даже несколько минут удерживать внимание, когда Вы с ним занимаетесь, обратитесь к специалистам. Быть может Вашему ребенку еще рано переходить к систематическому обучению. Если же у ребенка проблемы со зрением, с осанкой, также необходимо посетить врача и получить рекомендации, которые Вы передадите учителю и школьному врачу.

Учителя начальных классов и психологи считают, что в течение года, предшествующего школьному обучению, не стоит вести дома в присутствии ребенка многочисленные разговоры, куда и к кому он пойдет учиться. Если же родители уже выбрали школу, стоит сходить туда с ребенком, поговорить в его присутствии с учителем, провести малыша по школьным коридорам, заглянуть в классы, в столовую, в спортивный зал. Кроме того, родители могут, познакомившись с учителем, узнать, по какой программе будет строиться обучение, как лучше подготовить малыша (ведь у каждого учителя свой взгляд на обучение и на подготовку к нему).

В том случае, если вы еще не решили, в какую школу отдавать ребенка, по какой программе его учить, посоветуйтесь с психологом, который определит уровень развития Вашего ребенка, обязательно посоветуйтесь с воспитателями, работающими в группе детского сада, который посещал ребенок: ведь воспитатели, ежедневно занимаясь с ребенком, могут реально оценить его возможности.

Решив перечисленные проблемы, Вы можете быть уверены, что Вашему ребенку будет комфортно в школе. А ведь от того насколько будет успешен его старт в первые школьные дни, зависит и успешность дальнейшего обучения ребенка.

Критерии психологической готовности ребенка к школьному обучению

Психологическая готовность к школе — одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности учащихся начальных классов.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Это такой уровень физического, личностного и интеллектуального развития ребенка, при котором требования школы не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Можно выделить отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную и личностную.

Под физической готовностью понимается общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус и т.д. А также состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Большую роль играет и хорошее здоровье. Состояние здоровья ребенка в начале обучения – это тот запас сил, который определяет во многом успешность и первого года обучения, и всего школьного марафона.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, но и уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

  • выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут;
  • находить 5 – 6 отличий между предметами;
  • выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу;
  • копировать в точности узор или движение;
  • рассказывать по памяти литературные произведения, стихи;
  • повторять в точности текст, состоящий из 3 – 4 предложений;
  • определять последовательность событий;
  • складывать разрезную картинку из 9 – 10 частей;
  • находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

Также ребенок должен обладать определенным уровнем развития речи:

  • правильно произносить все звуки;
  • определять место звука в слове;
  • использовать в речи сложные предложения разных видов;
  • составлять рассказы по сюжетной картинке или серии картинок, не менее чем из 6 – 7 предложений;
  • составлять предложения из 5 – 6 слов.

Родителям нужно обратить внимание и на развитие мелкой моторики ребенка. Дошкольник должен уметь:

  • штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
  • ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
  • передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Подготовкой ребенка к школьному обучению, занимаются в детском саду. Однако, очень хорошо, если родители заинтересованы в этом сложном подготовительном этапе и могут провести дополнительную работу с дошкольником. Родителям в этом случае можно дать следующие рекомендации:

  • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ил малыш названия предметов.
  • Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картинке по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т.д.
  • Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребенок главную мысль, или рассказ не получается.

Конечно, эти рекомендации являются общими. Дальнейшая работа зависит только от вашего желания помочь своему ребенку.

Личностная готовность ребенка к школе

Личностная готовность включает в себя следующие аспекты: мотивы учения, самооценку, произвольность поведения.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, неуспеваемость и повышенную школьную тревожность.

Чтобы ребенок успешно учился, прежде всего, у него должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Он должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной работе, гораздо более значимой, чем игра. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции школьника, что очень важно для успешной адаптации к школе.

В то же время у современного ребенка уровень личностной готовности к школе может несколько снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, опыта старших братьев и сестер, суждений родителей о значимости образования.

Здесь родителям можно посоветовать следующее: не показывайте ребенку свою озабоченность «школьным вопросом». Дети зачастую реагируют отрицательно не на саму идею школы, а на ощущение зависимости и обязательности. Попытайтесь преподнести грядущую перемену в жизни ребенка, как его собственный выбор: объясните, почему в школу ходить надо, например, для того, чтобы получать знания, без которых невозможно жить. Непременно добавьте: «Если не хочешь идти в первый класс сейчас – не ходи. Пойдешь, когда захочешь». Поверьте, если вы так скажете, чадо пойдет в школу именно в этом году.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе. Успешная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению.

Самооценка ребенка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.

Как же проявляется самооценка в поведении ребенка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня все лучше всех», «Я самая красивая» и т.д.

Родителям следует помнить, что на становление самооценки влияет каждое ваше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, отношение к его успехам и неудачам. Поэтому:

  • не перехваливайте малыша, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает;
  • не забывайте поощрять и других детей в присутствии своего ребенка;
  • показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам;
  • и, что особенно важно: не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его только с самим собой, тем, каким он был вчера, сегодня и, возможно будет завтра.

Еще одним из основных компонентов личностной готовности ребенка к школе является уровень развития произвольности. Это значит, что к началу школьного обучения ребенок должен научиться управлять своим поведением, своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действие по образцу, на уроке слушать учителя и говорить с разрешения учителя.

Умение читать и писать – безусловно, важный критерий готовности ребенка к школе. Однако желание и умение ребенка общаться со сверстниками, выполнять требования и инструкции взрослых, его желание учится в школе, развитые учебные мотивы являются не менее, а то и более важными критериями готовности ребенка к обучению в школе. Обращайте на это внимание, уважаемые родители!

Приглашаем на программы психологического центра «Город»