+7 (981) 713-7576
Санкт-Петербург, ул. Пулковская, 6-4
Услуги психологов, логопедов, педагогов
Санкт-Петербург, ул. Пулковская, 6-4
Услуги психологов, логопедов, педагогов
+7 (981) 713-7576
   

Привычка к компьютерным играм

Не даром говорят: «Привычка – вторая натура». Пожалуй, нет ни одного человека, у кого бы привычек не было. Когда говорят о привычках, их делят на хорошие и плохие (вредные). Вредные привычки, как правило, создают много помех в жизни как самого человека, так и его близких, особенно когда эти привычки, разрастаются до громадных размеров, и контролировать их, увы, уже невозможно. Получается, что человек увлечен этой привычкой. При отсутствии ее осуществления он чувствует себя ужасно.

Тоска по любимой привычке сродни чувству голода, когда все мысли и чувства только о еде, и кроме желания чего-нибудь съесть ничего не существует, человек становится раздражительным, злым. И вот, наконец, когда появляется еда, голодный испытывает небывалое наслаждение от того удовольствия, которое дает чувство насыщения. Как продолжение – голодные и сытые младенцы. Всякая мамочка помнит, как громко плачет ребенок, если ему не дали грудь или бутылочку, если он голоден. И как блаженно улыбается, чмокает и затихает, если вкусненькое молочко наполняет животик. Чистое удовольствие! И это удовольствие (а также и его лишение) навсегда остается в нашей памяти. Ведь стремление получить удовольствие – одна из значимых потребностей человека.

В качестве примера, возьмем одну из самых распространенных на сегодняшний день привычек, особенно среди детей и подростков – это увлечение компьютерными играми. Перенестись в другую реальность, реальность, которая делает «взрослым» (то есть независимым), трансформироваться в сверхчеловека, управлять межгалактическими колониями, ухаживать за кибер-животными, или использовать «стрелялки», «гонки», чтобы снять стресс из-за «двойки» по русскому, постоянного «пиления» родителей… Можно отметить, что многие компьютерные игры не только помогают снимать эмоциональное напряжение, но и развивают внимание, память, мышление, воображение, то есть приносят определенную пользу. Однако, если «доза» компьютерных игр увеличивается, и уже не контролируется время проведенное за игрой, то эта привычка превращается в зависимость, чреватую изменением личности или нервным срывом, тут уже говорить о какой-либо пользе не приходится. И, как любую зависимость, ее нужно лечить, и здесь, прежде всего, работают специалисты: психологи, врачи-психотерапевты, которые могут констатировать наличие или отсутствие зависимости.

Профилактика

Но пока привычка не переросла в зависимость, займемся профилактикой.

Шаг первый. Рассмотрим причины, которые могут привести к зависимости от компьютерных игр (как впрочем и к другим видам зависимостей). Приведем «рейтинг» наиболее встречающихся:

  • «время нынче такое»: дети уже не проводят так много времени с друзьями во дворе. Пространство живого общения сужается и заменяется окошком монитора;
  • родители под «капиталистическим» гнетом: с утра до ночи работают, устают, и времени остается только на проверку уроков. Какие уж там душевные разговоры с детьми или со второй половиной. Желание собственного покоя и отдыха начинает доминировать. Поэтому легче отослать ребенка к телевизору, компьютеру, чтобы отдохнуть, а потом и не заметить, что «уж послали, так послали»…
  • и, наконец, самая «закономерная» причина – подростковый возраст (10-17 лет). В этот сложный революционный период подростку предстоит перешагнуть порог «взрослости», пройти через гормональную перестройку организма, делающую нервную систему крайне восприимчивой, неустойчивой, через бунт и протест миру, (а как же тогда найти себя – только оторвавшись от опеки родителей, вычленив себя как самостоятельную личность из мира?). И, естественно, в этом случае уход в киберпространство компьютерных игр поможет хоть и виртуально получить удовольствие от независимости, повысить самооценку, забыться, снять стресс, и.т.п. Согласимся, это затягивает.

Шаг второй. Уходим от причин (или работа с информацией). Покопавшись среди указанных причин, можно определить для себя такое поведение в отношении ребенка, которое было бы максимально противоположно указанным выше причинам.

Например, если времени на душевные разговоры, совместные посиделки со своими детьми, как вам кажется нет, знайте – это только вам кажется, а по сему – найдите это время! Ради этого стоит пожертвовать несколькими минутами отдыха!

Не помешает и подумать о том, что часто поведение наших деток – это прямое отражение нашей собственной проблематики. Вот реальный и показательный пример. Семья: папа — все время на службе, домой приходит усталый, задерганный. Мама, замученная домашними хлопотами и проблемами на работе. Сил друг на друга и на семью не остается. И каждый остается наедине с самим собой и занимается своими делами. А 10-летний сын днями напролет играет в «стратегию», причем до такой степени, что забрасывает учебу, и даже выдернутые мамой провода от компьютера не помогают. Мама начинает «бить тревогу», обращается к специалистам с просьбой – избавить сына от этой привычки. Хотя одну из причин, по которой мальчик так спасается игрой можно назвать наверняка – неблагополучная семейная атмосфера. И начинать нужно именно с этого.

Ну это о шагах, а самые гуманные способы изменения поведения – внутри человека. Просто мы так устроены, что иногда сами себя не знаем, забываем, что лучший совет, как изменить ситуацию, мы даем себе сами. Нужно лишь только услышать самих себя, а это помогает научиться слышать и своих детей. Тогда и компьютерные привычки – дело контролируемое.

Всем удачи, и начинайте шагать!

Приглашаем на программы психологического центра «Город»