+7 (981) 713-7576
Услуги психологов, логопедов
+7 (981) 713-7576

У моего ребёнка нет друзей

Автор:

Галигузова Виктория Борисовна

Психолог, ведущий групп

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Довольно часто на прием приходят обеспокоенные родители младшего школьника и сетуют на то, что у него совсем нет друзей. «Я в его возрасте всегда был(а) окружена друзьями. А он вроде общается со всеми на уровне привет-пока, но друзей нет. Что же делать?».

Вариантов для действий много, но нужно понимать, какой выбрать.

Для начала важно оговорить все вводные детали. Предположим, что ребёнок учится в хорошем, дружном классе со здоровым микроклиматом, и ярких поведенческих проблем у него нет. Тогда:
Да, школьный возраст это этап, когда общение со сверстниками выходит на первый план и становится чуть ли не самой важной частью жизни. Но начальная школа – это лишь начало этого пути. Это первые скромные шаги в подборе друзей для себя, которые будут рядом «и в горе, и в радости». И на этом пути совершенно естественно будут взлеты и падения, ошибки и успехи.

Очень часто бывает что одни и те же дети сегодня самые близкие друзья, а завтра уже враги, ну а послезавтра… Угадайте? Да. Снова друзья «не разлей вода». Почему так происходит? Да потому что дети лишь пробуют понятие «дружба», изучают правила и законы этого феномена и ищут себя на этом пути. Так что, если ваше чадо ещё не обзавелось закадычными друзьями, а просто общается со всем классом, никого не выделяя, будьте спокойны. Всё будет, но чуть позже. Обычно дети до 3 класса дружат с группой, а тот самый единственный, верный друг появится позднее.

Следующий важный момент, на который нельзя закрывать глаза, – это индивидуальные психологические особенности ребёнка.

Вот так сложилось, что ребёнок у вас интроверт. Безусловно, знакомое понятие. Но на всякий случай, интроверт – это тип личности, ориентированный в большей степени на свою внутреннюю жизнь, чем на внешние контакты. В таком случае не будет у вашего ребёнка много друзей. По той простой причине , что в таком количестве они ему не нужны. Ему хорошо и комфортно в одиночестве. Он предается внутренним размышлениям и переживаниям, занимается творчеством и с удовольствием наблюдает за процессом.

А как же совсем без друзей?! – спросите вы. Друзья, конечно, будут, но в малом количестве. Зато это будут такие друзья! На вес золота и на всю жизнь. Потому что проверены и огнем, и водой, и медными трубами.

Что же для этого нужно? Просто время, терпение и немного поддержки. Детям торопиться некуда. Они будут долго присматриваться к другим, изучать, привыкать, присматриваться и в какой-то момент решат, что вот этим двум можно доверять безоговорочно.

Еще один немаловажный момент. XXI век подарил нам такие прекрасные вещи как смартфоны, планшеты и другие прелести в виде плейстейшн и много чего еще, в чём современный взрослый человек иногда теряется.

Подразумевалось, что все эти приспособления облегчат и украсят нашу жизнь. И в принципе так оно и есть, но как говорит моя подруга, на каждый плюс есть свой минус. Про минусы гаджетов написано много, не будем углубляться. Из всего написанного нам важно, что гаджеты постепенно вытесняют живое общение и в этом плане современные дети беднее, чем мы взрослые. Сейчас коммуникативные навыки у большинства детей развиты слабее.

Если поинтересоваться у школьников, что же они делают на перемене, чаще можно услышать «сижу с телефоном» или «играем с другом в игру на телефоне», ну и другие вариации, которые исключают веселую возню, игры в догонялки, войнушку, скакалки, резиночки и прочее и прочее. А ведь контактные игры дают много полезных навыков для общения. Умение договариваться, решать конфликты, выбирать лидера, следовать правилам, нарушать их и быть с последствиями. Если я всего этого не умею и научиться негде, то как же мне завести друзей?! Вот и получается, что привет, пока я могу сказать, этикету то научили, а заинтересовать чем-то понравившегося мне одноклассника уже не могу. Не знаю с чего начать! Или стесняюсь, или боюсь отказа.

Что может сделать родитель? Чаще играть с ребёнком всей семьей в коллективные игры, приглашать ребят из класса и организовывать для них групповые игры. Желательно воздержаться от прямых указаний «как надо заводить друзей», а лишь создать благоприятную атмосферу для создания дружеских связей и позволить ребёнку самому получать такой важный жизненный опыт.

Одним из вариантов в таком случае может быть коммуникативный тренинг, подобранный с учётом возрастных особенностей вашего ребёнка. В группе своих сверстников под руководством опытного психолога выполняя разные тренинговые упражнения, играя в игры, обсуждая происходящее, ребёнок получит необходимые навыки и умения, которые помогут ему быть успешным в дружеских отношениях.

Конечно, вышеперечисленное это далеко не все причины, которые могут объяснять отсутствие друзей или недостаточное их количество. Это лишь самые основные, при условии благополучной жизненной ситуации ребёнка, включая как школьную, так и домашную обстановку. И если вы все же переживаете и сомневаетесь, то лучше обратиться к специалисту психологу и прийти на очный прием вместе с ребёнком. Где каждый поделится своими проблемами, и совместно со специалистом их можно будет решить.

Приглашаем на программы психологического центра «Город»