+7 (981) 713-7576  +7 (812) 950-3623
Санкт-Петербург, ул. Пулковская, 6-4
Услуги психологов, логопедов, педагогов
Санкт-Петербург, ул. Пулковская, 6-4
Услуги психологов, логопедов, педагогов
+7 (981) 713-7576
+7 (812) 950-3623

Возраст становления: от первых шагов к первым решениям. Помощь специалиста родителям детей раннего возраста. Общие принципы

Возраст становления: от первых шагов к первым решениям. Помощь специалиста родителям детей раннего возраста. Общие принципы.

Ранний возраст – удивительное время, когда ребенок стремительно развивается, перед ним стоит множество задач, он овладевает огромным количеством навыков.

В работе с малышами главная задача специалиста – создать для ребенка развивающую среду, то есть предложить ему на выбор те занятия, которые могут его заинтересовать и будут полезны.

В работе с мамами задач больше – поддержать, дать адекватную информацию, научить ориентироваться в мире мифов, связанных с ранним возрастом. Особенно трудно удается родителям преодолеть потребность сравнивать – «а у Маши сын ходит на горшок с 6ти месяцев, а у Зины дочь в полтора года читает». Принять уникальность собственного ребенка и позволить ему развиваться в своем темпе часто бывает очень непросто. Еще одной важной задачей специалиста является помощь маме в формировании последовательного отношения к ребенку. Очень часто требования, стиль общения, восприятие сиюминутны и зависят от настроения и от самовосприятия матери.

Вопросы, которые чаще всего тревожат молодых мам – это приучение к горшку, нежелание малыша делиться игрушками, детские «драки», отучение от груди, налаживание сна, питание, развитие речи, актуальные зоны развития.

Прежде чем отвечать на конкретные вопросы, важно дать общее представление о законах и принципах раннего развития, о том, что от рождения и до трех лет особую значимость для ребенка играют эмоции. В контакте с мамой ребенок развивает эмоциональную сферу. Без любви, теплого эмоционального контакта развитие малыша невозможно. По мнению Э. Берна в период первого года жизни ребенок переживает первый кризис – кризис доверия-недоверия. Ребенок полностью зависит от матери или другого лица, ее заменяющего. От того, насколько чувствительна и отзывчива будет мать, зависит то, как ребенок будет воспринимать мир насколько безопасной ему будет казаться жизнь. С 6 месяцев до 3х лет согласно теории Боулби у ребенка формируется «интенсивная привязанность и активный поиск близости». Если на этой стадии отношения с матерью выстроены здоровым образом, в дальнейшем ребенок способен выстраивать здоровые близкие отношения с другими людьми. Если на этом этапе отношения нарушены, формируется недоверие к миру и окружающим людям. Часто отсутствием доверия и способности выстраивать близкие отношения страдают воспитанники детских домов.

Поэтому в раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, контакт глазами, улыбка матери, ее способность быстро и точно реагировать на запрос своего ребенка. Для укрепления контакта существует множество тактильных упражнений, игровых массажей, игр на руках и коленях, которые специалист предлагает мамам на занятиях.

От года до двух ребенок овладевает собственным телом, учится координировать движения, осознает собственные ощущения, знакомится с предметным миром и учится свершать простые манипуляции с определенной целью. Уронить мячик, потянуть за веревку и т.п. Взять в руки кубик и положить его на поверхность – даже это простое движение требует точности и координации работы различных мозговых импульсов и мышц тела. Постепенно, движения доходят до автоматизма. Но в этом возрасте работа тела требует дополнительной концентрации. Поэтому ритм общения и деятельности должен быть медленным.

В возрасте от двух до трех лет ребенок начинает осваивать коммуникацию. Его начинают интересовать другие люди, восприятие по-прежнему эгоцентрично, он не может еще понять, что у других людей есть чувства и потребности. Он активно овладевает речью. Усложняются отношения с предметным миром, появляется способность к классификации, сравнению и другим операциям с предметами.

На этом этапе у ребенка появляется стремление к самостоятельности, потребность и способность настаивать на своем. Он воспринимает себя, как отдельную личность и способен к первым самостоятельным решениям. Согласно Эриксону, на этом этапе происходит второй кризис развития. Ребенок приобретает автономность . Появляется активное стремление к исследовательской деятельности. При грамотном поведении родителей, у ребенка формируется уверенность в своих силах, целеустремленность, воля, способность к самоконтролю. Задачей родителей в этом возрасте становится с одной стороны поощрение самостоятельности, с другой – формирование границ безопасности. В случае, если кризис не был пройден, у ребенка формируется стыд. Стыд за себя, за собственные действия, нерешительность и неуверенность. Поэтому поддержание стремления к самостоятельности играет такую важную роль.

В этот период мамы часто сталкиваются с противоречивыми эмоциями: страхом отпустить ребенка, раздражением на его упрямство, неуверенностью в момент необходимости устанавливать границы. Задача специалиста здесь в том, чтобы информировать родителей о том, что происходит, обсуждать с ними возникающие непростые эмоции, обращать внимание на достижения детей. Помочь укрепить отношения могут игры на взаимодействие мам и детей. В этих играх ребенок уже не является пассивным получателем, он активно действует, ему отведена самостоятельная роль. Игра является важнейшим инструментом развития и ведущим видом деятельности в детском возрасте. Примеры игр и упражнений специалист может найти в работах Е. Ларечиной , Лютовой-Мониной и других психологов и педагогов. Их можно использовать в неизменном виде или адаптировать под конкретные задачи. Главное – общее понимание закономерностей и построение деятельности на их основе.

Более подробно о работе с детьми от 1 до 3х лет и родителями, подборе упражнений и организации занятий можно узнать на моем курсе Практикум по работе с детьми 1-3 лет и их родителями


 
i Эриксон Э. «Детство и общество» .- СПб, 2000
ii Боулби Дж. «Создание и разрушение эмоциональных связей». – М, 2004
iii Пиаже Ж. «Психология интеллекта».- СПб, 2003
iv Пиаже Ж. «Психология интеллекта».- СПб, 2003
v Эриксон Э. «Детство и общество». – СПб, 2000
vi Ларечина Е. «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка» – СПб, 2004

Приглашаем на программы психологического центра «Город»