+7 (981) 713-7576
Санкт-Петербург, ул. Пулковская, 6-4
Услуги психологов, логопедов
Санкт-Петербург, ул. Пулковская, 6-4
+7 (981) 713-7576
   

Ура! В городе каникулы!

Психолог нашего центра Наталья Локатош дала интервью Володиной Марии, корреспонденту ежедневной газеты «Петербургский дневник», о пользе весенних каникул.

В разгар весенних каникул многих родителей волнует вопрос – чем занять школьника, чтобы он отдохнул и морально, и физически? Работающие мамы и папы недоумевают, как распределить время так, чтобы уделять ребенку больше внимания. Ведь на работе в отличие от школы не бывает каникул, а взрослым тоже очень хочется хотя бы на неделю снова почувствовать себя детьми.

Взять отпуск и провести солнечные весенние деньки с ребенком или оставить его в одиночестве в четырех стенах – каждая семья вынуждена принимать решение самостоятельно. Однако специалисты не советуют оставлять школяра дома в компании компьютера и Интернета. Ведь Петербург предлагает массу развлечений для детей любого возраста и на любой кошелек. Главное – организовать детский отдых в соответствии с потребностями юного непоседы. При грамотной организации досуга можно без труда найти время на то, чтобы вместе с ребенком сходить в кино или театр, посетить увлекательную выставку или просто погулять на свежем воздухе.

Отдых для души и тела

По закону во всех детских образовательных учреждениях России каникулы должны составлять в общей сложности не менее 30 календарных дней в течение года и не менее 8 недель летом. «Для чего нужны недельные каникулы весной – вопрос, скорее, риторический. Учителя и большая часть родителей убеждены, что детям нужен отдых, смена обстановки, им надо элементарно выспаться, подольше бывать на свежем воздухе, напитаться новыми впечатлениями, почитать интересную книгу», – поясняет детский психолог Наталья Локатош.

Как известно, некоторые дети посещают школу с 9.00 до 18.00 ежедневно, то есть сначала ходят на уроки, потом остаются на продленке (группе продленного дня, ГПД). В профессиональной сфере даже существует специальный термин для таких школьников –«ветераны ГПД». Основное время место пребывания этих детей –классная комната, а главное условие, при котором они находятся в классе, – соблюдение дисциплины. Разумеется, длительное пребывание в одном помещении без смены обстановки негативно влияет на детей – они могут испытывать стресс, недостаток внимания со стороны родителей, элементарную усталость.

«Понятно, что родители таких детей могут возмущаться, что детей некуда деть, из-за такого короткого отдыха якобы трудно возвращаться в рабочий ритм», – отмечает Наталья Локатош.

Очевидно, что безответственность родителей и нежелание прислушиваться к нуждам их детей не должны становиться пре градой для нормального развития школьников. А развитие немыслимо без адекватного отдыха. Хорошим советчиком в вопросе организации школьных каникул может стать классный руководитель. Учитель может посоветовать, как с пользой и конструктивно провести каникулярное время. Возможно, некоторым детям не помешает использовать свободные дни, чтобы подтянуться по отдельным предметам. Бытует мнение, что ребенку полезно провести некоторое время в одиночестве – это приучает его к самостоятельности, заставляет более ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому многие родители отказываются брать отпуск на время весенних каникул и оставляют школьников подросткового возраста дома.

Специалисты полагают, что это не очень хорошая идея. Во-первых, поведение ребенка желательно контролировать, ведь даже дома его подстерегают опасности: нежелательный контент в Интернете или по телевизору и нежданные гости, которые могут нагрянуть в квартиру в отсутствие взрослых. Кроме того, как отмечают спасатели, оставаясь дома одни, дети забывают про все родительские запреты или намеренно стараются их нарушить. А, как известно, одним из самых популярных табу являются «игры с огнем». МЧС России составило памятку для родителей, чьи дети остаются дома одни в период каникул. «Если ребенок остается без надзора, не запирайте двери квартиры или комнаты, в которой он находится, на ключ, чтобы в случае пожара он мог самостоятельно выйти из горящего помещения наружу», – призывают в МЧС.

Спасатели советуют заранее записать на листок бумаги все телефоны экстренных служб и оставить его на видном месте в квартире, а также занести единый номер спасения – 112 в мобильный телефон школьника.

Психологи в свою очередь советуют приучать ребенка к самостоятельности другими, более безопасными, способами. Например, можно поручить ему выполнение домашней работы в присутствии взрослых – уборку в квартире или приготовление несложного блюда. Вместе с родителями можно сделать массу полезных дел, до которых в обычное время не доходят руки: мелкий ремонт или покупки. Совместная деятельность дарит взрослым и детям общие переживания и таким образом их сближает.

Выбор за ребенком

В период весенних школьных каникул многие россияне совершают путешествия. Среди семей популярны и однодневные поездки, и продолжительные туры с посещением отдаленных регионов, в том числе ближнего и дальнего зарубежья. В некоторых регионах России, например в Краснодарском и Ставропольском краях, уже достаточно тепло и солнечно, чтобы много гулять и совершать интересные оздоровительные экскурсии.

Как отмечает Наталья Локатош, весенние каникулы совпадают с интересными культурными событиями Петербурга. Так, например, в рамках «Книжкиной недели» (22-31 марта) в городе и области проходят праздничные мероприятия. Кроме того, на этой неделе отмечается Международный день театра. В Северной столице более 180 драматических, комедийных, музыкальных, детских и молодежных театров, где можно очень насыщенно и интересно провести время всей семьей.

Отметим также, что в период весенних каникул афиши городских кинотеатров пестрят рекла мой мультипликационных новинок. Можно буквально каждый день получать новые яркие впечатления. Однако полезнее всего для школьников – прогулки на свежем воздухе, экскурсии и походы. По словам сопредседателя Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаила Богданова, многие школы города в период весенних каникул организуют совместные выезды на природу или в музей города и области. «Главная проблема каникул, конечно, в том, что выходные дни у школьников и родителей не совпадают и не все взрослые могут взять в это время отпуск. Коллективные выезды, которые организует школа, – это отличное решение данной проблемы, – считает Михаил Богданов. – Главное, чтобы ребенок не сидел дома за компьютером».

Работающие родители могут скооперироваться и по очереди водить детей на экскурсии или прогулки либо привлечь к этому процессу заботливых и активных бабушек и дедушек.

«Это в первую очередь вопрос самоорганизации родителей. Если взрослым не все равно, где и с кем ребенок проводит каникулы, они находят возможность чем-то занять ребенка», – полагает Михаил Богданов. К счастью, Санкт-Петербург, культурная столица России, предоставляе т массу возможностей для полноценного отдыха школьников.

Приглашаем на программы психологического центра «Город»